Смотрел тут в выходные Перл-Харбор – эпический американский фильм об их глобальном пройойо на Тихом океане в разгар Второй Мировой Войны. Вот за что люблю амеров, так за то, что из любого пройо на государственном уровне они делают сказку о долбести, чести и героизме нации. И не важно, что она не совсем и не всегда соответствует действительности.
То есть японский налет на американскую военную базу, преподносимый как трагедия нации, унес порядка 2500 человек, из которых ~1200 пришлось на взорванный линкор “Аризона” в который попало 4 авиабомбы, взорвавшиеся глубоко в корпусе из-за чего сдетонировал боезапас линкора.
Просто для сравнения: потери Красной Армии при обороне Брестской крепости составили около 2 тысяч человек; в катакомбах Керчи (Аджимушкайские каменоломни) укрывалось порядка 15 т. человек из которых выжило всего 48 человек. При этом, следствием напалмовой бомбардировки Токио, проведенной ВВС США 10 марта 1945 года, стала гибель более чем 100 т. человек, большинство из которых было мирным населением. Надо заметить, что ковровые бомбардировки с вызовом элементаля огня, применявшиеся союзниками, были еще отрепетированы на городах Германии (Вупперталь, Гамбург, Дрезден, Пфорцхайм), причем надо заметить, что бомбить союзники предпочитали жилые кварталы, не желая гробить будущие трофеи в виде заводов-газет-параходов и предпочитая выпиливать потенциальных солдат и работников во время их беспокойного сна.
Ну да не суть- в результате налета практически не пострадали основные силы ВМС Тихоокеанской флотилии, т.к. на базе отсутствовали авианосцы и новейшие линкоры (Вашингтон и Северная Королина), отлучившиеся по делам именно на момент нападения. Что в свое время послужило причиной нападков на правительство США, якобы умышленно подставивших не имевшие значения силы ВМС под удар, для перераспределения веса на чаше весов по вопросу вступления США во Вторую Мировую Войну. Что кстати, не помешало, тем не менее, американским компания сотрудничать с нацистами, вплоть до 43 года.
Но в общем и целом летают, стреляют- все красиво.
Очень понравился налет в котором принимали участие главные герои- так называемый рейд Дуллитла, который совершили силы ВМС США с участием 16 самолетов, взлетевших в авианосца на минимально возможном расстоянии от Японии в 500 миль. Задача состояла в бомбардировке 6 японских городов, причем все экипажи отстрелялись удачно и покинули территорию Японии, во многом благодаря элементу внезапности налёта. Надо заметить, что рейд начался ночью, вместо утра, т.к. американская эскадра напоролась на японский патруль, который перед уничтожением успел передать данные об их местоположении и командующий операцией вице-адмирал У.Хэлси приказал стартовать раньше. Но об этом не предупредили китайцев, которые должны были обеспечивать посадку на аэродроме Хучжоу, находившемся в районе контролировавшемся войсками Чан Кайши. По этой причине при возвращении радиомаяки были выключены, да и шансов дотянуть до Хучжоу, при встречном ветре, у бомбардировщиков практически не было. Так что практически все самолеты совершили экстренную посадку или же экипаж десантировался в воздухе – один экипаж погиб при посадке и еще два экипажа были захвачены японцами и позднее казнены за бомбардировку гражданских объектов. Остальные после экстренной высадки, рано или поздно добрались до территории контролировавшейся Чан Кайши, во много благодаря местным партизанам и местным жителям. После чего японцы, в ходе параноидально-карательных операций, выпилили около 250к китайцев, заподозренных в помощи американцам.
При этом, у одного самолета, на удивление, топлива оказалось меньше, т.ч. он был вынужден уходить в Приморье, до которого было ближе, но американцы загодя были предупреждены о нежелании СССР принимать самолеты отбомбившиеся по Японии, ввиду пакта о нейтралитете между странами, подписанного 13 апреля 1941г. Но самолете тем не менее дотянул до приморского аэродрома ВМФ СССР Унаши, где он успешно и приземлился. Экипаж был интернирован и 14 месяцев в условиях строжайшей секретности перевозился по стране, пока в Ашхабаде, сотрудники НКВД не имитировали им побег в Иран, откуда пилоты уже попали в США. Самолет, надо заметить, отжали, или как говорится интернировали, хотя по ленд-лизу СССР получал от США “Митчелы” более поздних модификаций.
Первоначально несколько версий посадки американского бомбардировщика в СССР: попытка втянуть СССР в войну с Японией (что в 42 году для СССР было бы катастрофой) или же проверка возможности аэродромов СССР принимать тяжелые бомбардировщики США и отношение к этому обоих участников пакта (при том, что руководство СССР неоднократно отказывалось от подобных предложений американцев). Учитывая, что после этой операции, на территории Дальнего Востока периодически садились подбитые американские самолеты (более 30 самолетов), что спасло жизни около 250 летчикам, то историки склоняются ко второй версии.
Вообщем сколько интересного можно извлечь из одной голливудской агитки, а ведь я еще даже не затронул вопрос авианосцев периода Второй Мировой Войны, чьи разработки опережали время на 20-30 лет. Не говоря уже про японские подводные авианосцы.