Первые положительные эмоции от Норвегии получаешь уже при выходе из самолета, когда тебя улыбками встречают на выходе блондинистые барышни из персонала аэропорта. Если выразить свои впечатления от норвежских аэропортов односложными словами, я бы наверное привел следующие: красивые, чистые, пустые.
Действительно аэропорт Осло поражает тем, что он, не смотря на количество людей в нем, смотри полупустым. Хотя, может статься, такие эмоции он вызывает только у меня, в связи с тем, что в целях экономии, мои прилеты всегда приходились на раннее утро или вечер. На прилете все как то не спеша выходят из самолета, так что ты попадаешь небольшой группой в коридор, идущий по балюстраде зала прилета, который в вечернее время похож на декорации к какому-нибудь психологическому триллеру: весь зал обшит красивыми деревянными панелями, приятного бежевого цвета, и вдоль стен стоят совершенно пустые кресла, на которых ни души. Полумрак и тишина.
На таможне уже образовывается небольшая очередь в 5-10 человек, которые тем не менее очень быстро проходят, поскольку на одного человека, в отличии от нашей необъятной родины, тратят порядка минуты: забирают паспорт, улыбаются, что то спрашивают про цель визита, попутно штампуя паспорт, и с улыбчивым добро пожаловать- возвращают. И вот вы в Норвегии.
Правда последний визит был довольно забавен. При том, что по прилету ощущение было словно ты находишься в склепе, так как повсюду царили полумрак и запустение, а жизнь теплилась только на паспортном контроле и в далеком duty-free. И вот в одной из двух, по случаю поздней работы, кабин паспортного контроля оказалась тетушка скандинавская тетушка, которая устраивала каждому подошедшему 5-минутное собеседование о целях визита, планах на будущее, погоде и вообще судя по всему ей не с кем было по3.14дить за жизнь. В итоге мы провели в очереди минут 35, пока её оттуда не турнули подоспевшие коллеги, рассортировавшиеся по незанятым кабинам, и в течении 5 минут, пропустившие больше народу, чем вышеозначенная извращенка за прошедшие полчаса.
Выйдя с таможни, мы попадаем в основное здание аэропорта, где находятся линии транспортеров и магазины duty-free, к которых толкутся все ваши попутчики. Увидев желанные буквы не нужно ломиться сломя голову, и бросать багаж в надежде на законопослушное норвежское общество. Родным норвегам действительно ваши шмотки мало интересны, зато в Норвегии предостаточно переселенцев из третьих стран мира, которые с удовольствием поживятся багажом зазевавшегося туриста. В аэропортах, по крайней мере, по неофициальным данным промышляют румынские беженцы.
Оставляем багаж на попечение кого то из попутчиков, или в зоне прямой видимости и идем в дютик. Цены в нем ниже московских, выбор богаче, но работает основное правило, по которому живет Норвегия- бухай меньше: алкоголь продают исключительно по посадочному талону и строго нормировано- в одни руки литр крепкого алкоголя (от 22 до 60%) и полтора пиво-вино (от 2.5 до 22%), так что если везти в подарок много, то закупаться лучше в Москве и рассовывать по сумкам, ровно как и сигареты, ввоз которых также ограничен двумя блоками. На выходе в общий зал не шмонают, но есть одно но- если едешь один, или мужской компанией, то лучше рассортироваться по парочкам, ибо преимущественно шмонают одиноких мужчин, или едущих небольшой компанией, но могут остановить и женщину. На обратном пути, кстати, в дютике никому нет дела, сколько бухашики вы вывезете, так что закупиться Aquavit’ом можно под завязку, чтобы хватило всем на подарки. Aquavit -это национальное норвежское блюдо 😉 представляющее собой картофельную водку, которая в процессе приготовления кочует в бочках по белому свету. Стоит от 120-130 NOK (600-700 рублей) и различается вкусовыми качествами от ромовых оттенков, до дамского утонченного напитка.
Из аэропорта Осло в сторону центра, и обратно, каждые 20 минут ходит специальный скорый поезд Флютог (Flytoget). Билеты на него продают специальные оранжевые автоматы, установленные повсюду, оплата в которых производится как наликом, так и кредитками. На обратном пути в аэропорт, если не успели купить билет в автомате, есть возможность оплатить билет в поезде или по приезду- кредиткой прямо на выходе с платформы, но тогда снимут максимально полную цену плюс еще 20-30 NOK. Цена на проезд, как я уже отметил, если покупать полный билет, чрезвычайно кусачая и выходит 170 NOK до центральной станции Oslo S, то есть порядка 850 рублей (максимальная цена до другого конца города, станции Drammen выходит 250 NOK, т.е. порядка 1300 рублей). Поэтому знатоки рекомендуют запастись какими-нибудь не просроченными корочками, чтобы давить на то, что вы студент. Вообще в Норвегии, может из-за того что очень высокие цены, но скорее из-за того что все делается для людей, очень много социальных скидок: для пенсионеров, школьников, студентов. Так вот – даже если вы не запаслись студенческим, но очень сильно хотите сэкономить, лучше брать студенческий или монашеский билет до Lillestrøm- это следующая от аэропорта станция и такой билет обойдется значительно дешевле, чем обычный: всего 65 NOK (325 рублей). Но если ехать до центра то можно ограничиться и просто студенческим билетом, главное не светить им при проходе через турникет и в поезде. Работает Flytoget с 5 утра до половины первого ночи (из аэропорта) или с 4 утра до полвины 12 ночи (с конечной станции Drammen)
Поезд чрезвычайно комфортный- удобные сидения, кресла по два, стойки для багажа, плавный ход, телевизоры, туалеты в конце вагонов. Туалеты, кстати, отдельный разговор. На территории аэропорта они бесплатные и небольшие деревянные дверки входов, расположены чуть ли не через каждые 50 метров. Надо заметить, что водопроводная вода в Норвегии- питьевая, так что допив купленную бутылочку, её можно не выбрасывать, а наполнить водой в уборной, тем более что полулитровая бутылочка стоит около 2 евро. Правда в городе эта вода будет иметь специфический привкус, но в аэропорту это отличная питьевая вода, ничем не отличающаяся от бутилированной.
При отлете из Осло лучше прибыть в аэропорт часа за полтора, поскольку придется постоять в очереди на контороле безопасности (обычно две здоровенных змеи в разные входы, делающих 3-4 изгиба, на дорожке разграниченной специальным ограждением, но поскольку в каждом входе работает порядка 5 терминалов досмотра, то полная очередь проходит за 10-15 минут) и на паспортном контроле в международное крыло (на нем также иногда выстраиваются очереди). Опять же на регистрации могут попасться шведы, которые не очень здорово понимают по-английски и начинают иногда немного тупить. Если вы свое путешествие продолжаете в сторону Шенгена, то вы вылетаете из локального крыла и максимум что, придется показать паспорт на деске, около гейта, вместе с посадочным билетом.