Наш блиц-криг по Норвегии включал в себя, как я и описывал ранее, утренний вылет из Осло в Ставангер, поездку на пароме по Лёсифьорду (Lysefjord) и подъем на Прекестолен (Preikestolen), перелет тем же вечером в Берген и изучение самого города, в течении двух дней, и возвращение на поезде до станции Voss, откуда мы должны были доехать автобусом мы до Гудвангена (Gudvangen) и далее плыть на пароме через два непроизносимых фьорда (Naeroyfjorden и Aurlandsfjorden) до станции Флом (Flam). По прибытии на станцию- подъем по фломской горной железной дороге с высоты 0 метров над уровнем моря, до станции Мирдаль (Myrdal), находящейся уже на высоте 867 метров и оттуда уже, возвращение поездом в Осло.
По хорошему подобный тур, что мы запланировали, следует совершать летом, и выделить под него как минимум одну неделю, с тем чтобы увидеть как можно больше. Желательно иметь 2 дня на Ставангер, 3 дня на Берген, и пару дней на обратное возвращение дорогой троллей, с тем чтобы иметь возможность полюбоваться древними церквями, фантастическими видами, подробно изучить красоты, окружающие фломскую дорогу, не из окна поезда, идущего 30 минут, а проделав этот же путь на велосипеде, или ногами. К тому же, по пути уже от Мирдаля до Осло, была бы возможность выйти на самой высокогорной станции железной дороги Finsa, находящейся на высоте 1022 метров, откуда имеется возможность прогуляться до находящегося неподалеку ледника.
Но мы были жестко ограничены во времени, поэтому все проделывали в режиме строгого дедлайна: один день в Ставангере, два в Бергене и на четвертый день дорога назад в Осло, по маршруту троллей.
Вылет из Осло был в 8 утра, так что в 9 мы уже прибыли в аэропорт Ставангера. В Ставангере оказался маленький, аккуратный аэропорт с очаровательным барчиком Brisen Bar. Помимо красивого интерьера, нас он поразил неспешностью персонала и обслуживанием, основанном на доверии, то есть ты пробиваешь на кассе свой заказ, после чего идешь за стойку и сам наливаешь себе свой заказ, причем никто не контролирует, чтобы клиент, оплативший чай, не налил себе горячего шоколада. Такие вещи повергают русского человека в легкий ступор и приходится бороться с демонами, которые тут же начинают подбивать воспользоваться этими удобствами.
Из аэропорта до центра города ходит автобус Flybass, который останавливается прямо около выхода из аэропорта. Поездка до центра города обходится в 85 NOK и занимает ровно полчаса, так что через 30 минут мы уже стояли в самом сердце города. На обратном пути лучше пройти до торгового центра Byterminalem (серое здание находящееся с противоположной стороны озера относительно кафедрального собора), рядом с ним находится автобусная станция, откуда Flybass идет обратно в аэропорт.
Сам Ставангер, не смотря на то, что он больше походит на небольшой провинциальный городок, является третьим по величине, и четвертым по количеству населения, городом Норвегии. Город был основан в 1125 году, благодаря организации епископата Ставангр и почти сразу стал одним из важнейших торговых центров на юго-западном побережье. В 19 веке, утерявший своё значение, Ставангер получил новый толчок, поскольку в городе было открыто несколько консервных фабрик, изготавливавших рыбные консервы, но в середине прошлого века отрасль пришла в упадок и в 1965 году была закрыта последняя фабрика. В данный момент Ставангер, после того как в Северном море были открыты нефтяные месторождения, является официальной нефтяной столицей Норвегии и в нем находятся штаб-квартиры ведущих нефтедобывающих компаний, как норвежских, так и иностранных, ведущих добычу в норвежском секторе Северного моря.
Надо заметить, что в каждом норвежском городе имеется туристический центр, где можно узнать об интересных достопримечательностях, посоветоваться насчет маршрутов и разжиться картой города и путеводителем. Также там можно поменять валюту, хотя курс у них оставляет желать лучшего. В Ставангере этот центр находится прямо напротив церкви Stavanger Domkirke, стоящей к нему боком через дорогу, мощенную темным камнем.
В этом центре мы и узнали, что подъем на Прекестолен, собственно ради которого мы и летели в Ставангер, дело долгое и тяжелое, занимающее в хорошую погоду порядка 5 часов. А поскольку в тот день с самого утра зарядил дождь и небо было обложено, то нам сказали, что подниматься не просто бессмысленно, поскольку мы ничего не увидим со скалы, но даже и опасно, поскольку ступени и склоны, по которым приходится подниматься, в такую погоду очень скользкие. К тому же, самым веским доводом был тот факт, что на Прекестолен все равно нужно плыть на пароме, и получалось так, что утренний паром, уходивший в 10 утра уже ушел, а если бы мы ехали на дневном, уходившем в 14 часов, то мы не успевали вернуться к нашему отлету.
В этой связи нам порекомендовали прокатиться на пароме по Lysefjord, тем более что он проходит в основании Прекестолена, т.ч. мы смогли бы увидеть эту 600метровую скалу, хотя бы снизу. Она как раз славится тем, что с неё открывается фантастический вид на Lysefjord и окружающие его горы. Этот фьорд образовался в ледниковый период и уходит вглубь скал на 40 километров, причем глубина его варьируется от 20 метров недалеко от Ставангера до более чем 400 метров после Preikestolen. Помимо Прекестолена (Preikestolen (The Pulpit Rock)), являющегося каменной площадкой площадью порядка 600 квадратных метров, из-за чего она и получила свое название (по-русски название переводится как скала-кафедра или кафедра проповедника), находящейся на высоте 604 метров над фьордом; одной из главных достопримечательностей Lysefjord является Кьераг (Kjerag) – большой валун, застрявший в расселине двух скал на высоте 1084 метров над Lysefjord. Этот камень является одной из визитных карточек Норвегии, и особенно любим бейс-джамперами и скалолазами.
Побродив по узким улочкам городка, мы решили не идти в музей нефти, который расположен на набережной, а, прикупив в рыбном магазинчике, кулек вареных креветок и раков, двинулись в сторону парома. Паром довольно вместительное судно, с внутренним залом заполненным креслами по три в ряд, и верхней палубой с креслами. Поскольку погода нас не баловала и хлестал дождь, то все забились внутрь нижней палубы, но постепенно перебирались наружу, по мере того как открывались все новые и новые красоты фьорда. Мы проплыли музей нефти, чье здание напоминает нефтяную вышку, огромный и величественный городской мост, соединяющий центр города с островами (построен в 1978 году, длина моста 1067 метров, а высота над водой 26 метров), чуть поодаль начались россыпью небольшие каменистые острова. За одним из таких островов, на открытой воде приютилась рыбная ферма, на которой разводят того самого прославленного норвежского лосося. Некоторые острова были пустынные, на некоторых стояли небольшие, приземистые домики. Не плохая дачка, только добираться до неё по любому надо на лодке. Когда с открытой воды вошли во фьорд, облака стоявшие высоко, стали потихоньку спускаться к нам, и как на зло, самого дна спуска они достигли как раз у Preikestolen, так что задрав головы мы не видели даже конца мачты нашего парома. Не смотря на окружающую серость, вокруг была дикая и строгая красота северных скал, которая очень кстати дополнялась музыкой Грига, лившейся из судовых колонок.
Проплыли под огромным мостом, шедшим из одной скалы в другую, и связывающий два горных туннеля. Со всех скал бежали маленький и быстрые ручейки, наполнявший фьорд водой. В некоторых местах в воду низвергались целые сети горных потоков или настоящие водопады. У одного такого, от силы которого вокруг стояло водяное облако, мы и развернулись в обратную дорогу.
Вернувшись в город мы погуляли вокруг озера Бреиаватнет, находящегося в самом центре города. На его берегу расположен древнейший собор Норвегии Stavanger Domkirke, построенный в 1100 году. После того поднялись на старый крепостной вал и пошли гулять с район старых домиков, смотревших на гавань с пригорка. Чудесные, старые, деревянные домики выглядели очень ухожено, каждый палисадник украшали цветы. Судя по табличке, раньше в этом районе проживали рыбаки, но судя по машинам и людям выходившим из своих домиков, в наше время приоритеты сменились и рыбаки уступили свое красивейшее место жительства, зажиточным норвежским нефтяникам.
Около озера Бреиаватнет находится отель Radisson SAS, чей фасад увит красными и синими цветами, причем побеги доходят до 8го этажа. Не смотря на то, что на дворе была осень, в городе было очень много цветов, а деревья были все в зелени.
Больше всего понравился старый райончик, поскольку его улочки наполнены каким то романтическим настроением. Очень здорово было прогуливаться между домами, и заглядывать в окна домов и за небольшие норвежские заборчики, за которыми заботливые хозяева разводили какие то фантастические сады, полные цветов.
Но к сожалению, наше пребывание в этом чудесном городке, подошло к концу и мы уже спешили в аэропорт, чтобы отправиться далее по нашему маршруту. Нас ждал Берген.