Поехали в выходные к дядьке на дачу, ну и пока суть да дело- собирались и всякое такое, они там, уже будучи на даче, решили сгонять в близлежащую от них Николо-Берлюковскую пустынь. Мы выслушав координаты и как добраться- продолжили наш путь. Дорога идет по щелчку, доезжаем до железнодорожного переезда и после него, где то в районе 42 километра, после моста через речку Воря, будет правый поворот с указанием Николо-Берлюковский монастырь. Дальше метров пятьсот дорога бежит через сосновый бор, чьи стволы раскачиваются на ветру и внезапно дорого выскакивает на огромную, возвышающуюся над окрестностями колокольню. Прямо около колокольни находится автобусная остановка, куда приходит автобус 321, идущий от станции метро Щелковская, а справа от неё психиатрическая клиника, находящаяся на территории монастыря. Очень странно что представители ЗАО РПЦ еще не выперли клинику со своей территории, но может статься что вдалеке от Мск аппетиты попов не такие лендлордовские, так что оставим этот вопрос не проясненным.
Где то с начала XIII века на этом месте, в пещерах, обитали монашествующие старцы, и через какое то время здесь появился пещерный храм во имя Святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца, и поскольку рядом располагалось село Берлино, то место получило название Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит). Датой основания самого монастыря считается 1606 год, когда с разоренных поляками земель сюда стал стекаться простой люд, стараясь переждать ненастные годы в этом затерянном месте, и в этот же год здесь появился иеросхимонах Варлаам, пришедший из разоренного Стромынского Троицкого монастыря. Под его руководством была возведена деревянная часовенька, куда был водружен образ Святителя Николая Чудотворца. После того как поляки были изгнаны с территории Руси (где то ориентировочно в 1613 году), на этом месте стал возводится храм во имя Святителя Николая Чудотворца. При этом поселенцы стали селиться за территорией монастыря, образовав деревню Авдотьино. Далее на протяжении почти что трехсот лет монастырь расширялся, перестраивался, разбирались и возводились храмы, пока в конце XIX века не была возведено одно из самых примечательных строений монастыря- огромная колокольня, высотой 90 метров, так что по своей высоте она является одной из самых высоких колоколен России. Для справки: самая высокая колокольня (Колокольня Воскресенского собора) на территории России находится в городе Шуя, Ивановской области и её высота составляет 106 метров. Также в этом списке находится колокольня Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, чья высота со шпилем составляет 122 метра; заброшенная колокольня в селе Поречье находящееся недалеко от Ростова Великого- её высота составляет 93 метра; Колокольня Троице-Сергиевой Лавры чья высота составляет 88,5 метра. Тогда как колокольня Ивана Великого, находящаяся в московском кремле идет после них всех, со своими 81 метром, но она долгое время время, вплоть до XIX века, оставалась самой высокой колокольней России.
В годы Советской власти монастырь был упразднен и на его территории появились психиатрическая клиника и туберкулезный диспансер, и только в 2004 году на территории обители была возобновлена служба. В 2006 году обитель была официально преобразована в мужской Николо-Берлюковский монастырь. На территории монастыря расположены два храма: реставрирующийся храм Христа Спасителя и храм Троицы Живоначальной.
Подъехав к монастырю, мы завернули по дороге налево и остановились там, на обочине, на которой вдоль монастырской стены стояли машины. Вошли через центральный вход, хотя там и висел запрет на шорты и майку, тем не менее мне никто не сказал дурного слова за мой вид. Внутри монастыря разбит чудесный сад, в котором работаю монахи и примонастырский люд, не знаю уж как официально именуются тетки, что окучивали эти цветы. Если пройти от ворот прямо, то попадаешь в храму Христа Спасителя, стоящему в лесах. В его дворе выставлены колокола на подставках, и нам повезло оказаться там в полдень, так что молодая девушка и монах как раз устраивали звонницу.
Сначала девушка исполняла соло на небольших колоколах установленных на деревянном помосте, а после этого пошла к огромным гигантам, подвешенным на металлических станинах и стала звонить там, используя доску в виде ножного рычага, а монах забрался на помост и отзванивал там, правда в какой то момент он это дело забросил и стал науськивать девчонку на предмет того, что она сбивается с ритма, так что она получив взбучку начала пытаться отзванивать в такт. По территории туда-сюда носился, по видимому, настоятель монастыря, облаченный в белые одеяния, причем за ним толпой неслись, ибо он мчался как паровоз, прихожане. Послушав колокольный звон, мы пошли обратно- и пока народ пошел в сторону служебных помещений, где кстати продавали квас, я пробежался вокруг монастыря, осмотрев колокольню и, выискав в кустах озеро, в которое видимо впадает река Воря. Колокола, кстати, были вроде как от частных дарителей, судя по надписям, но среди них должен был находится колокол отлитый еще в XVIII веке и уцелевший до нашего времени.
После этого мы двинули дальше, заехав по пути в еще один храм. На самом деле в Ногинской области какое то нереальное количество церквей на квадратный километр, причем все они ухоженные и выглядят как новенькие. Видимо обилие вокруг откинувшихся бандитос, воздает благостью для святого дела.
Остановились у одной совершенно чудесной церкви- на её территории был как каменный храм, так и деревянная церковь, вокруг которой располагалось церковное кладбище. Перед каменным храмом стояла каменная звонница, в которой висело три колокола. Сама звонница была сооружена в этаких грузинских мотивах,с водруженным наверху крестом. За ней находился чудесный пруд с синей водой, отражавшей в себе церковь. А в воде, между цветущих белым и розовым цветом лилий, плавали водоплавающие черепахи. Вокруг прудика зверски фотографировалась невеста с женихом, видимо прибывшие на венчание. Пофотографировавшись, мы двинули дальше в сторону дачи, где и провели замечательные выходные, благодаря чудесной погоде, которой нас баловало уходящее лето.
Места в Подмосковье конечно замечательные и отлично подходят для отдыха с друзьями. А храмы, пусть даже и полуразрушенные, навевают такое умиротворение, что только ради этого стоит потратить выходные на поездки.