За что я люблю всякие фильмы и сериалы, пускай и не всегда удачные или умные, так за то, что они дают направления для поисков и какую то пищу для ума. В данный момент смотрим с мамкой сериал по первому каналу “Жизнь и приключения Миши Япончика”.
Мне сериал нравится, ибо сам по себе динамичный и интересный, особенно если не закапываться в антисемитскую идеологию, которыми полны рунетные сообщества и заключающиеся в том, что очередной фильм где все евреи хорошие, а русские уроды; воспевание воров и прочее. Тут надо немного отвлечься и вспомнить, откуда вообще в Одессе взялась еврейская “мафия”? Были воры, были грабители, но вот так что бы вооруженное банд-формирование? А взялись они оттуда же, откуда появляются плохие полицейские группировки, чья первостепенная цель была искоренение преступности, а потом они сами становятся преступниками. Все эти бандиты появились из боевых еврейских бригад самообороны, которые сколачивались в период погромов, для защиты районов. А после этого, уже когда опасность погромов уменьшилась, вооруженные люди решили что могут не плохо на этом подзаработать.
О том, кто такой Король Молдаванки в моем детстве узнавали из “Одесских рассказов” Бабеля, чей Беня Крик, собственно и был срисован с Миши Японца. Тут вообще вокруг всего этого товарища какая то странная заморочка, ибо его правая рука Зайдер Майорчик ни много ни мало, застрелил Григория Котовского, с которым кстати якшался и сам Миша Япончик. Надо отметить что Майорчик оказался единственным уцелевшим, после расстрела Япончика и его людей под Воскресенском, после дезертирства с фронта, куда они были отправлены на борьбу с войсками Петлюры. Истинные причины убийства Котовского Майорчиком так и остаются покрыты тайной, ибо самого его, впоследствии, не смотря на довольно мягкое наказание, казнили однополчане Котовского.
Вообщем черт с ними со всеми и их бардаком, но в фильме мое внимание привлек отдельный персонаж второго плана по имени Осип Шор. В фильме он сначала борется с Япончиком будучи на службе в царской полиции, а после революции чуть ли не лобызается в десны. Так вот на самом деле этот человек, также как и Мишка Япончик, существовал, но он никогда не водил знакомства с Японцем, а напротив вел непримиримую войну с его группировкой, работая в ЧК. И вот тут начинаются отхождения от исторических моментов, например Зинаида Шишова, которая в фильме представлена сестрой Шора, на самом деле была женой его старшего брата Натана Шора (в фильме он симпотичный пухляк поэт, по имени своего псевдонима, Анатолий Фиолетов), который также как и младший брат работал в ЧК и вел борьбу с организованной преступностью в Одессе. И главное, что Зинаиду не убивали никакие люди Акулы, а был убит именно Натан Шора, причем людьми Япончика, принявшими его за младшего брата Осипа. И Осип нашел убийцу, заявившись, как в классическом боевике, в одиночку, прямо в воровскую малину с требованием выдать убийцу. и после того как бандит “разорвав на себе одежды, посыпался пеплом”, простил его. После чего всю ночь провел с бандитами, рыдая, распивая спирт и читая стихи покойного брата.
Так вот собственно этот самый Осип Шор- явился прототипом известного всем Остапа Бендера, воспетого Ильфом и Петровым в их “12 стульях”. Надо отметить что Осип Шор будучи до мозга костей авантюристом, сам рассказывал большую часть этих историй своему приятелю Валентину Катаеву. Надо отметить что Осип Шор отличался выдумкой и нездоровой жилкой к предпринимательству, на грани фола. Одним из его наиболее известных предприятий была идея поданная раввину Берштейну продавать места в раю, причем для лучшего понимания темы, на стене синагоги вывесили схему, составленную по аналогии с пансионатом, и потому имевшую различный прейскурант в зависимости от приближенности в центру рая, так что каждый желающий мог выбрать себе место по душе и карману. Благодаря чему раввин смог отремонтировать не только старую синагогу, но и собственный дом.
Но большая часть приключений Остапа Бендера относится к возвращению Осипа Шора из Санкт-Петербурга, где он обучался в Петроградском Технологическом институте, в родную Одессу, и которое заняло почти что 10 месяцев через всю объятую войной и беспорядками Россию. И для того чтобы выжить Осипу приходилось проявлять чудеса изобретательности, то представляясь гроссмейстером устраивать турниры по шахматам, то совершать визиты в учреждения под видом пожарного инспектора, то прибиться к агитационному судну в качестве художника, то даже выдавать себя за представителя подпольной антисоветской организации. И даже пришлось устроиться на зимовку, под видом объятого статью жениха и взять в жены толстую владелицу продовольственной лавки, которая позже, в представлении Ильфа и Петрова, трансформировалась в мадам Грицацуеву.
Надо отметить, что после убийства брата Осип оставил службу в ЧК и перебрался сначала в Москву, а потом уехал в Челябинск на тракторный завод, где как оказалось директором был также одессит Василий Ильичев, у которого Остап и стал снабженцем. Но в 37 году, при аресте сотрудниками НКВД директора завода, устроил с приехавшими на арест НКВДшниками драку, за что и получил 5 лет лагерей. Но в начале войны он оказывается на свободе, причем на фронт его не берут, так что он продолжает бродяжничать по теперь уже объятой войной стране, пытаясь сначала пробраться в блокадный Ленинград, а потом в Москву, где некоторое время жил у своего одесского друга писателя Юрия Олеши, автора “Трех толстяков” и “Зависти”. В результате злоключений в Осипа Шора развивается сначала экзема, а в последствии и рак кожи, так что его эвакуируют в Ташкент, где каким то чудесным образом он излечивается.
После войны Осип Шор возвращается из эвакуации со своей сестрой Эльзой Раппорот в Москву, где и прожил с ней в одной квартире до 80 лет, выйдя на пенсию по инвалидности в 60е годы. К старости Осип Шор перенес два инфаркта, ослеп на один глаз и практически перестал общаться с кем бы то ни было, не смотря на то что всегда отличался жизнерадостностью и отличным чувством юмора.
Похоронили его на Востряковском кладбище в 1978 году.
Такая вот история человека, ставшего легендой многих поколений. Я был почему то уверен, что прототипом Остапа Бендера был какой то одесский мошенник, и только благодаря фильму про приключения Мишки Япончика и смог увязать все факты воедино.
В фильме он Тор, а не Шор.
Reply