Ну что же, пару недель назад вернулись из Грузии: отличная страна, прекрасные люди, никакого национализма, пожилые так вообще с тоской вспоминают как им всем хорошо жилось при совке. Молодые и средние очень спокойно относятся к русским, по-русски худо-бедно говорят все от 30 лет, хотя с молодником проблема, т.к слышал много о том, что у них английский учат чуть ли не с первого класса, при этом в ресторанах молодой персонал либо говорит на русском, либо не говорит вообще ни на чем кроме грузинского.
Но об этом постараюсь написать позже, а пока немного о дороге.
Как я уже писал- летели мы авиакомпанией Победа до Владикавказа. Перелет нормальный, занимает где то 1:50, т.ч даже не успеваешь соскучиться. Водичку на контроле безопасности не отбирали, максимум что попросили отпить из бутылки, что уже приятно, особенно в ключе того, что на борту Победы, как у заправского лоукостера, не смотря на цену авиабилетов, не предлагают ничего.
Поскольку мы решили сэкономить штуку на бронировании мест, то их выдали рандомно в разных концах самолета, что вызывало удивление у девочек на регистрации рейса. Но если в Москве они тока поудивлялись, то во Владикавказе на стойке, куда мы подошли первыми, предложили перебронировать на места рядом просто так. Так что обратно летели соседями.
Во Владикавказе у трапа встречала толпа девушек, которые под камеру, цепляли всем спускавшимся георгиевские ленты, в которых в аэропорту рассекали почти все, как персонал, так и пассажиры. Дело было 7 мая, т.ч в это инициативе осетины шибко перещеголяли Москву.
Аэропорт во Владикавказе очень провинциальный – пустое поле, т.к за день прилетает от силы 4-5 самолетов из Москвы, но при этом зачем то подают автобус к трапу. Прямо от дверей попадаешь в общее здание аэровокзала, где все толпятся у туалетов в ожидании выдачи багажа, т.ч когда дверь открывается начинается давка, ибо помещение крайне узкое и если кто то стоит у ленты, приходится протискиваться между ними и стеной дальше. Вещи на ленту тут же кидает грузчик, но лучше поторопиться, т.к бирки сверяют хорошо если у первых 20-30 пассажиров, а дальше охранник на это дело забивает и все просто прутся на выход с багажом.
На обратном пути оказалось еще смешнее, т.к мы попутали время вылета, да еще и проскочили обратно всего за 3.5 часа, т.ч приехали в 8:30. Аэропорт оказался закрытым, и открылся только в 10 часов. Но люди радушные и потому запустили нас в 9:30 с первыми же работниками, да еще и сотрудники службы безопасности предложили чаю, т.к кафешка с кофейней были еще закрыты и открылись только в районе 12 часов.
Добраться до Тбилиси из Владикавказа можно только по военно-грузинской дороге, в трех вариантах: на маршрутке по 1500 рублей с носа, расшарить такси за эту же цену и взяв целую машину за 6к рублей. Первые два способа весьма сомнительные, т.к маршрутка может не поехать, если не наберется достаточного количества людей, а партнеров по машине можно также ждать какое то время. Поэтому мы еще из Москвы созвонились с проверенным водителем и он нас ждал уже на прилете.
Перед поездкой я пытался вызнать про наш вариант дороги, но знакомые грузины понарассказали каких то ужасов от “все ужасно” до “увезут в горы и пиши пропало”, т.ч ехали слегка на стреме. Собственно потому и искали водителя из Москвы, тем более что такисты в аэропорту не внушали особого доверия.
Вся протяженность военно-грузинской дороги от Владикавказа до Тбилиси – 208 километров, т.ч по прямой это ехать часа два, но из-за серпантинов и задержек в дороге, туда мы ехали почти 5 часов, хотя обратно, как я писал выше- проскочили за 3.5.
Основная проблема в дороге, не считая каких то ужасных историй про ограбления – это пограничный пост Верхний Ларс, т.к теоретически на нем можно плотно встрять на несколько часов, особенно со стороны Грузии, т.к когда мы ехали в Тбилиси, со стороны Грузии был очередь из автомобилей метров на 400. Но туда мы проскочили за полчаса, обратно вообще минут за 20, из которых я 10 минут отвечал на вопросы скучающей в погранбудке молодой осетинки, которая пристала ко мне с расспросами, что я делал в Индонезии, с кем туда ездил, что там интересного.
На российской стороне из машины выходишь сразу у пограничной будки, куда предъявляешь документы. На грузинской части пассажиры проходят через отдельный пеший пост, где ставят штампики и светят багаж, если его захватываешь из машины. Со слов водителя, наши трясут не особо и на обратном пути можно провезти 10-15 литров вина без проблем, за больший объем просят денег. Хотя можно попасть под раздачу и влететь на выборочный контроль, когда трясут всю машину. Так что если собираетесь что то везти из Грузии глобально – это лучший вариант дороги, т.к договориться на пешем посту гораздо проще чем в аэропорту (где с вами скорее всего никто и разговаривать не будет), тем более что все друг друга знают. А уж из Владика до Москвы вы летите местным рейсом, т.ч проблем не будет если повезете бухашку-подарки в багаже.
На обратной дороге мы вообще проскочили мгновенно, особенно учитывая что на обочине со стороны Грузии паслось какое то огромное количество фур и весьма внушительное число легковушек стояло уже в межграничной зоне, за грузинским постом. Как я понял, это были контрабандисты ожидавшие “зеленой ракеты”. Причем народ везет все от овощей до боржоми, т.к во Владикавказе все стоит чуть ли не в два раза дороже чем в Грузии, где даже на это нет денег.
Но не так страшны задержки на пограничном посту, как опасность селей и оползней, но весной-летом это большая редкость, хотя на серпантине, нам периодически встречались большие валуны по середине проезжей части, которые, прилетев в бочину машины, оставили бы после себя здоровые вмятины. Тем более что в 2014 году дорога дважды закрывалась из-за схода сильного селевого потока прямо за грузинским пограничным постов Казбеги, т.ч выезжая с поста, слева видишь огромные нагромождения гранитного щебня, пришедшего по ущелью с вершин.
По пути в Грузию мы, помимо погранпоста, потеряли еще минут 20-30 на серии тоннелей около Крестового перевала, находящегося на высоте 2379 метров. Тоннели прикрывают машины от схода лавин и камнепадов, хотя рядом с ними и идет обычная дорога, но в мае она еще находилась под слоем снега, т.ч пришлось ехать через неосвещенные тоннели, которые расчитаны на две легковушки, но при прохождении фуры движение становится реверсивным, т.ч приходилось ждать пока пройдут грузовики.
Дорога живописнейшая, проходящая по долинам и кручам кавказских гор. Около высокогорного поселка Гадаури, являющегося также горнолыжным курортом, открывается великолепный вид на одну из высочайших вершин Грузии- Казбек. В районе Крестового перевала, на котором кстати дышится уже не легко, дорога идет дичайшим серпантином, т.ч если у вас есть проблема с укачиванием, то стоит запастись таблетками от кинетоза.
Меня самого, хотя я нормально выносил и дорогу троллей в Норвегии и крымские косогоры и серпантины Азор, в конце дороги разморило, т.ч самую долину Арагви я продрых, т.ч фотал уже на обратном пути.
Если договоритесь с водителем, то по дороге есть много живописных мест откуда открываются совершенно фантастические виды на дорогу и горы, но т.к мы спешили что по пути туда, что по пути обратно, то мне приходилось метаться с фотиком от окна к окну, что было довольно просто, благодаря центробежной силе на поворотах, т.к водитель шел весьма и весьма резво. В какие то моменты было даже несколько сыкотно, т.к он дерзко обгонял несколько раз перед слепыми поворотами, правда сопровождая свои маневры гудками.
Дорога очень живописная и проехать по ней стоит хотя бы один раз, тем более что если поймать нормальный Трансаэро, а не платить 2к рублей Победе за рюкзак, то дорога в обе стороны обходится в 11-12к рублей. За эти же деньги, чаще всего, надо куковать 15-18 часов на транзите в Киеве, бортами МАУ. Но если отловить прямые билеты за 15к, что иногда случается, то все таки проще лететь прямым до Тбилиси, ибо дорога не только кушает 10-12 часов в обе стороны, но и реально выматывает.
В ближайшее время здесь появится ссылка на полный фотоотчет поездки по военно-грузинской дороге.