Алесунд удивил сразу по выходу из самолета своей погодой, которая оказалась солнечной и довольно теплой, не смотря на то, что прогноз обещал дождь и 8 градусов. При заходе на посадку из под крыла открылся великолепный вид на фьорд и залив, усыпанный небольшими скалистыми островами. На улице было очень свежо и пахло морем, вдали виднелись снежные шапки гор, с зависшими над ними сизо-розовыми облаками. Сам аэропорт очень маленький, но в нем можно арендовать автомобиль или такси. Прямо около входа останавливается автобус до Алесунда, находящегося в 15 километрах. Проезд обойдется в 90 крон с носа и займет минут 20 от силы, при этом часть пути автобус проедет через длинный тоннель проложенный под морским дном, на глубине 200 метров. Пейзаж вокруг уже однозначно говорит, что вы забрались совсем на север, поскольку отчасти напоминает тундру- скалы и камни покрытые мхом, зарослями черники и клюквы, низкие стелящиеся деревца соседствуют с деревьями средней полосы. Скалы прячущие свои верхушки с белых облаках, синие рябые заводи между островами и седые вершины ледников. По пути до города автобус пройдет мимо причудливого моста горбатящегося свою спину между островами. Далее наш путь увел в теснину тоннеля, который, как оказалось позднее прокопан на глубине 200 метров, соединяя между собой острова акватории, и достигая при этом 7 километров. Всего таких тонелей три штуки и они соединяются между собой все крупные острова Алесунда. Яркий свет в конце тонеля, синее небо и штандардт Алесунд, обозначающий въезд в город.
Вид города причудлив, ибо сам город выстроен в так называемом Ар нуво или юргендстиле. История появления такой архитектуры трагична- в 1904 году, буквально за одну ночь, город выгорел дотла и когда было объявлено о планах отстроить его заново, на строительство собрались архитекторы со всей европы, среди которых было много приверженцев популярного на то время югендстиля, так что город отстроенный буквально за несколько лет, навсегда приобрел свой особенный колорит и свой уникальный стиль. Естественно чтобы избежать повторения пожара, дома уже строили из камня, причем в части из них использовали так называемую бергенскую кладку-когда кирпичи кладутся квадратом, оставляя посредине кладки пустые ниши, позволяющие звукоизолировать и лучше утеплить дом, экономя при этом кирпич. Причем каждый дом обладает своим собственным обликом и декором в связи с тем, что строились они различными архитекторами. Сам по себе юргендстиль известен как модерн и появился в конце XIX века во Франции, и продлил свою жизнь до 20х годов 20 столетия. Стиль характеризуется уходом от четких линий в сторону приближения к природному рисунку. Наиболее известными созданиями в стиле ар нуво, являются строения Антонио Гауди, которые можно увидеть в Барселоне.
Улочка карабкается снизу вверх, делая резкие повороты, с двух сторон к ней лепятся дома причудливых форм и цветов. Автобус идет по городу, делая остановки у отелей и четвертая или пятая будет прямо на набережной, около туристического центра, где можно разжиться картами города и разузнать про имеющиеся экскурсии. Как и всё в Норвегии, экскурсии начинаются очень рано, так что желательно по приезду сразу идти в центр, оставив визит в отель на потом.
Из города есть несколько интересных экскурсий- можно проехать на пароме через Гейрангер фьорд, рассматривая по пути водопады, горы и ледники. Стартует паром в 9-30 и в 13-30 высаживает пассажиров на 4 часа в деревне Гейрангер, где можно погулять и подняться на скалы чтобы посмотреть на фьорд сверху. Обратный старт в 16-05 и возвращение в Алесунд в 19-15. Стоит тур на пароме 688 крон в оба конца или 344 если соскакивать в Гейрангере. Гейрангер фьорд один из самых известных фьордов Норвегии, включенный в список Юнеско благодаря своей восхитительной природе и открывающимся видам. Протяженность фьорда порядка 15 километров, и в нем находятся одни из самых известных водопадов Норвегии: фата невесты и семь сестер. Гейрангер фьорд окружен скалами достигающими в высоту почти 1500 метров над уровнем моря.
Также есть автобусный тур по этому маршруту, автобус стартует в 9-05 и также идет до Гейрангера, возвращаясь в Алесунд также к 19 часам. Стоимость автобусного тура 346 крон с персоны, за туда и назад, и 162 за путешествие в одну сторону.Сам маршрут проходит через скалы и по кромке фьорда, так что с высоты можно подробно рассмотреть почти всю его протяженность.
Мы решили совместить эти два тура, то есть добраться до Гейрангера на пароме и проведя в городе 3 часа, двинуться в обратный путь на автобусе, что должно было обойтись в 344+162= 506 крон с носа.
Также предлагалась экзотическая экскурсия на соседний остров, с целью наблюдения за северными птицами тупиками, или атлантическими пуфинами, чья популяция на острове превышает все остальные виды птиц. Остров Runde находится на 62 параллели и является самым крупным скоплением гнездовий в Норвегии. Ежегодно более полумиллиона птиц, принадлежащих к 230 различным подвидам собираются на этом острове чтобы вывести свое потомство. Стоимость экскурсии составляет 380 крон за трансфер до места и обратно, а также дополнительная плата в 180 крон за наблюдение за птицами. Экскурсия длится весь день, с возвращением в Алесунд в 19-50, но к сожалению к нашему приезду она уже началась, ибо стартует в 7-55, так что под нее надо выделять целый день.